Учимся экономить в магазине

Вы никогда не задумывались о том, почему, попав в большой магазин, всегда тратите больше денег, чем рассчитывали? У торговых центров есть свои способы работы с клиентами.

Походы по магазинам давно перестали быть просто хозяйственной необходимостью. Отправляясь за покупками, мы все чаще пытаемся решить определенные психологические проблемы – порадовать себя, успокоиться или убедиться в том, что у нас все, «как у людей». То, что человек покупает, может многое рассказать о его пристрастиях и взглядах на жизнь. Задумайтесь о том, что происходит сейчас, когда большинству людей приходится сокращать расходы. Разве магазины и торговые центры опустели? Как бы не так! Психологи отмечают удивительную тенденцию: когда доходы падают, женщины пытаются снять напряжение при помощи шопинга.

Многие приводят такой аргумент: если я по-прежнему могу провести выходной в торговом центре и накупить подарков для родных и близких, значит, у меня все в порядке! А как может быть иначе, если реклама тщательно культивирует образ счастливой семьи, забившей багажник новенькой машины разноцветными пакетами и коробками? Об этой уловке и некоторых других психологических приемах стоит задуматься, когда в этом году вы отправитесь в магазин за праздничными покупками.

Что заставляет вас принять решение?

Человека, который собирается совершить покупку, можно изобразить в виде фигурки, на одном плече которой сидит ангел, а на другом – дьявол. Это как нельзя лучше проиллюстрирует противоречивые чувства, которые испытывает потенциальный покупатель.

Когда мы видим то, чем хотели бы обладать, работают сразу две зоны головного мозга. Одна из этих зон отвечает за
удовольствия, она активизируется, когда мы думаем о тех радостях, которые сулит покупка. Вторая зона отвечает за болевые реакции, и она начинает активно работать, когда мы вспоминаем о стоимости. Они вступают в противоборство, когда человек сомневается: покупать или нет? Прижимистые люди могут даже ощущать физический дискомфорт, расставаясь с деньгами, а транжиры не замечают работы «болевой» зоны. Если вы покупаете много вещей в одном магазине, это может притупить болезненные размышления о цене. Если вы уже потратили 5 тысяч на одежду, что изменит еще одна футболка за 500 рублей? Делайте покупки в разных магазинах, где вам каждый раз придется доставать кошелек и расплачиваться.

Будьте осторожны на распродаже

Британские психологи провели эксперимент: добровольцам показывали фото различных товаров и их цены. Если цена казалась людям чрезмерно высокой, активизировалась зона головного мозга, отвечающая за боль. А если люди видели слова «скидка» и «распродажа», моментально подавала мощный сигнал зона, отвечающая за удовольствие. Это происходило, даже когда сниженная цена почти не отличалась от исходной. Магазины распродаж и сезонные скидки организованы так, чтобы вызвать у покупателей непреодолимое желание воспользоваться предложением. Типичный пример – две или три вещи по цене одной. Купившись на эту акцию, вы часто становитесь обладателем ненужных вещей. Еще пример: цену в 1990 рублей человек инстинктивно воспринимает как тысячу, а не как две. Другими словами, на распродаже покупателями чаще движет желание совершить выгодную сделку, а не стать
обладателем определенной вещи. Поэтому, когда вам понравилась дорогая шуба в очередном магазинчике, подумайте, может быть, если вы отнесете свою старую шубку в ремонт меховых изделий, то, когда заберете её, получите порцию удовольствия, которая так необходима, а кошелек при этом останется цел.

Синдром торгового центра

Эта мировая тенденция усиливается с каждым годом: маленьких магазинов становится меньше, а крупные торговые центры становятся все более популярными. Дело в том, что в гипермаркеты мы ходим не просто за покупками, а чтобы получить удовольствие, развеяться.

Оказавшись в очень большом магазине, где много народу и царит предпраздничная суета, люди (а особенно женщины) склонны впадать в состояние, близкое к трансу. Покупатели теряют чувство меры и ощущение времени, при этом гормоны удовольствия выделяются в огромных количествах. Психологи считают, что того же состояния можно добиться при помощи других занятий.

Отличный вариант – творчество и рукоделие. Когда вы рисуете, вяжете, плетете из бисера, в головном мозге происходят практически те же реакции. Если вы найдете занятие по душе, то сможете значительно сэкономить на эмоциональном шопинге. Не пренебрегайте услугами ателье и химчисток, приводя в порядок кое-какие вещи из старого, а удовольствие получайте от рукоделия, и ваш кошелек будет гораздо более сохранным.

Расплачивайтесь только наличными

Когда многие российские компании стали переводить зарплату на пластиковые карточки, наши соотечественники попали в ту же ситуацию, на которую уже много лет жалуются жители Запада. Если, расплачиваясь наличными, вы активизируете болевую зону мозга, то с виртуальными деньгами любая из нас психологически расстается гораздо легче. Когда вы отдаете купюры, ваш кошелек худеет на глазах. А сумма на счете кажется слишком абстрактной, чтобы из-за нее переживать.

Расплачиваться наличными – самый разумный подход для тех, кто хочет держать расходы под контролем. А если по необходимости вы все-таки пользуетесь карточкой, не становитесь жертвой такой популярной идеи: «Я и так уже потратила ползарплаты, так чего же теперь думать об экономии?»

Плохое настроение – это дорогое удовольствие

Психологи из Гарварда провели эксперимент: испытуемых разделили на две группы. Одним показывали грустный фильм, другим – нейтральный. После этого участников подробно расспрашивали о том, что они хотели бы купить, если бы оказались в магазине.

Результат: те, кто посмотрел грустный фильм, были готовы потратить в 3 раза больше. И это вполне объяснимо. При помощи покупок они хотели поднять настроение и повысить свою ценность в собственных глазах. Не ходите за покупками, когда вам грустно и хочется радостей жизни. В таком настроении вы потратите гораздо больше.



Также по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

stroika