Кутья и блины – блюда рождественского стола

Сочельник, предваряющий Рождество, — строго постный день. Он завершается после восхода первой звезды в воспоминание о Вифлеемской звезде, известившей волхвов о рождении Христа, символичной семейной трапезой.

В сочельник на стол сначала клали немного сена или соломы в память о том, что Иисус родился в яслях, где держали скотину. Поверх стелили скатерть. И главным блюдом было сочиво, имеющее другое, более привычное нам название – кутья. Его, хотя бы ложку, каждый пробовал в первую очередь.

Кутья нам всем теперь известна как поминальное блюдо. Однако прежде ее готовили и на родины. Да и сейчас порой зовут к младенцу на кашу. А в Рождество эти два символа объединяются: празднуя рождение младенца – спасителя, мы одновременно поминаем всех предков.

Прежде сочиво делали из зерен пшеницы или ячменя. Сначала их очищали от плевел, для чего насыпали в ступку, подливали теплой водички и толкли. Благодаря этому шелуха отставала и выливалась вместе с водой. Затем зерна варили в обычную рассыпчатую кашу. Учитывая обязательное условие: все ее крупинки должны быть сочными и легко отделяться друг от друга. Пока каша парилась, готовили по отдельности маковое и миндальное (или из грецких орехов) “молочко” (на один стакан зерен взять сто граммов мака и сто граммов орехов – миндаля или грецких). Сначала мак растирали до белой жижи, похожей на “молочко”, потом также поступали с миндалем. Из грецких орехов выступает маслянистая жидкость, так что “молочка” не получится, однако растереть нужно до полужирного состояния. Потом все соединяли и перемешивали с 2-3 столовыми ложками меда. Всю смесь добавляли в кашу и тщательно размешивали. Если недостаточно сладко, можно добавить сахар, а для вкуса – целые ядрышки мака и орехов. Сейчас кутью готовят хозяйки в основном из риса, а порой и с изюмом. Однако для лучшего поминания предков суть приготовления должна сохраняться.

В Рождество православные разговлялись. И опять главенствовали на столе ритуальные блюда – богатые, сдобренные маслом – кутья и блины. Эти древние блюда за столетия своего существования практически не изменились в технологии приготовления, поэтому-то с ними легко представить прежние времена и вспомнить предков. Кроме того по окончании поста излюбленными блюдами были: молочный поросенок, свиная голова с хреном, рубец, пряженина, домашние колбасы, отварное вымя, студень.

К святкам, следовавшим за Рождеством, как правило, приурочивался забой скота. Так что это время обильно жирными мясными продуктами. Из говяжих и свиных ножек часто делали студень, который зимой легко было заморозить и хранить. Всем семейством лепили пельмени, держали их на морозе и варили по мере необходимости.

Не забывали в рождественские дни и о пирогах, которые также делались с мясом, либо обильно сдабривались маслом, яйцом.

Не обходилось и без десерта. Готовили хворост, вафли в специальных чугунных с цветочными узорами вафельницах в печке. Рождественским угощением были и пряники. В некоторых районах России их раздаривали родственникам и колядовщикам. Чем больше подарить, тем более благоприятным будет год. А еще на Урале делали оригинальное лакомство – кокорки или сырчики (от слова сыр, так называли прежде творог). Творог смешивали со сметаной, сахар, катали из смеси небольшие колобочки и выносили их на мороз. Ребятишкам они были вместо мороженого».

Кое-что сохранилось в деревнях и по сей день. Забой скота проводится в тот же период, крестьянский стол после Рождества ломится от мясных блюд, все так же используют мороз и снег для хранения продуктов. Конечно, возможность приобрести продукты в магазине во многих случаях избавляет нас от хлопот, но порой и прерывает некую символическую связь времен.

FavoriteLoadingAdd to favorites


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.